Путешествуем с собакой
Источник: Журнал "Друг" №1-2 2004 года
Давно канула в прошлое история о преданной овчарке, терпеливо ожидающей в аэропорту своего хозяина, потому что взять с собой в самолет он ее не смог. Сегодня наши собаки с нами вместе и без нас летают на самолетах, ездят в поездах и на автобусах не только в другие города, но и в другие страны. В целом мероприятие достаточно регламентировано, но необходимо знать, с какими "подводными камнями" вы встретитесь, планируя путешествие с четвероногим другом. Побывав за этот год с собакой в ближнем и дальнем зарубежье около 10 раз и много раз отправив за границу щенков, я стала обладателем значительного опыта в этой области, которым мне несложно поделиться с заинтересованным читателем.
Итак, проблему "трансфера" лучше разделить на части.
Самолет - с сопровождающим; через карго (без сопровождения)
Поезд - купе; плацкарта; багажный вагон (без сопровождения)
Автобус - рейсовый; с тургруппой; багажом (без сопровождения)
Автомашина.
Сначала определим общие моменты.
Итак, куда бы вы ни поехали с собакой и каким бы видом транспорта вы ни воспользовались, вам понадобится ветеринарная справка №1 (голубой банк с голографической" печатью) и ветеринарный паспорт.
Справка берется в ветеринарной станции. В справке и паспорте должны быть указаны все прививки и даты недавней дегельминтизации. Вообще-то, формально для заграничного путешествия необходима только прививка от бешенства, а остальное неважно. Но реально лучше, чтобы было все, поскольку у ветслужб разных стран разные требования и будет крайне неприятно, если в последний момент, уже на границе или в аэропорту, выяснится, что в вашем ветпаспорте что-то неправильно проставлено. Помните, что с момента последней прививки от бешенства должно пройти не менее 1 месяца (30 дней) и не больше 12 месяцев до даты отъезда.
На этом общее заканчивается. Теперь рассмотрим разные варианты вашего путешествия. Начнем с самого простого - личного автотранспорта.
Личный автотранспорт
Если вы с собакой едете транзитом через Белоруссию и пересекаете границу СНГ в Бресте, то вам придется заплатить лишь дополнительный ветеринарный сбор в размере 4 доллара за собаку. К справкам здесь не придираются, лишь бы ветпаспорта были в порядке. При возвращении в Россию скорее всего, заплатить придется еще раз.
Если же вы едете через Украину, то возможны сюрпризы. Скорее всего, вы узнаете, что ваша синяя справка действует лишь на территории СНГ и чтобы попасть за границу (Польша, Румыния, Словакия) вам необходимо выкупить украинский международный таможенный сертификат за 12 баксов. Правда, вполне возможно поторговаться, и ветврач на границе неформально ограничится печатью в ваших ветпаспортах и неформальной, не очень большой договорной оплатой за эту пустяковую услугу. Но при обратном возвращении из сопредельных государств этот вопрос возникнет повторно и сумма в 12 долларов за транзитный проезд через Украину будет озвучена еще раз. Ну что ж: хотите - платите, а не хотите - ....
При поездке в Прибалтийские страны и Финляндию пограничный ветнадзор ограничится четко определенным ветеринарным сбором за въезд в страну (от 4$ до 10$ в зависимости от страны). На обратном пути достаточно предъявить квитанцию об оплате.
Автобус
Автобусом можно ездить либо самостоятельно, просто купив билет на автобус, осуществляющий международные перевозки, либо поехав на автобусе с туристической группой.
Поездки с тургруппой имеют свои преимущества и недостатки. С одной стороны, к вашей собаке никто не будет "прикапываться": вокруг одни "единомышленники". Положительной стороной является и тот факт, что, выкупив место в "собачьем автобусе", вы становитесь обладателем не только кресло-места, а половины блока или даже целого блока, то есть места с освобожденным перед ним пространством, где можно с комфортом разместить собаку. С другой стороны - вы лишены свободы передвижения, подчинены жизни группы и ее расписанию и вообще все это довольно недешево. К тому же эти поездки возможны лишь на выставки, куда едет много народу с собаками, а если у вас просто лишь поездка в гости или на вязку к кобелю?
Приходилось мне ездить и на международных рейсовых автобусах. Надо сказать, что нередко это просто и дешево. Например, при поездках в Германию, Польшу, Эстонию никаких проблем не возникало (даже с догом!), пассажиры и водители были очень дружелюбны, а небольшая доплата за собаку (от 25 до 50% тарифа) снимала все материальные вопросы. На границе никаких особых сложностей, кроме оплаты ветеринарного сбора после предъявления ветеринарного паспорта, не возникало.
Но вот, например, в Ригу поехать на автобусе оказалось нереально. Нас просто не сажали. Ни при каких условиях. Мы предлагали доплату, объясняли, что у нас небольшие, послушные собаки, но ответ был один: "у нас запрещен провоз любых домашних животных. Пассажиры могут возражать". Пробиться через это не удалось. Говорят, что как-то раз при поездке в Ригу возникла проблема - аллергический шок у одного пассажира из-за провоза в автобусе маленького котенка. В итоге пассажир подал в суд на автокомпанию. Руководством компании после этого инцидента было принято радикальное решение - никаких животных, никогда, ни при каких условиях. В общем, как в том анекдоте - "лучшее лекарство от перхоти - гильотина". Так что поехать на автобусе можно - это дешево и нередко очень удобно, но, увы, не всегда возможно. Обязательно выясняйте заранее, посадят ли вас в автобус с собакой.
Автобусная перевозка собаки без владельца (например, вы отправляете щенка в другой город или страну), как ни странно, очень проста. Все основано на неформальном договоре с водителем. Для меня было удивительно, но я легко нашла перевозчика для трехмесячного щенка из Москвы в Германию на обычном рейсовом автобусе. Стоило это 100$ (прямо в руки водителю) и потребовались лишь все те же ветеринарные документы, Через трое суток (!!!) щенок прибыл на Баденское озеро веселым, сытым и спокойным. Внутри страны все еще проще. Водители за небольшую плату легко соглашаются взять собачку для перевозки, к примеру, в Воронеж, Саратов и т.д. Безусловно, что собака отправляется в контейнере.
Железнодорожный транспорт
Чаще всего на выставки мы едем поездом. Вообще-то, как хорошо! Устроился на полке, чаек попиваешь, за дорогой следить не надо, не укачивает. Наши иногородние друзья очень часто, и, как правило, беспрепятственно приезжают на выставки в Москву и просто к нам в гости, покупая билет в обычный плацкартный вагон и расходуя минимум средств на это. Но, увы, не все и не всегда бывает гладко. С поездом никогда не знаешь, чего ждать. То без проблем удается загрузиться в четырехместное купе с 6-8 собаками, то вдруг выясняется, что нельзя провозить более двух собак на вагон (а иногда и на весь поезд), и то лишь в нерабочем тамбуре.
Была у нас ситуация, когда мы не могли взять билеты на всех своих собак (нас было 7 человек, а собак - 8), поскольку в кассе нам заявили, что один человек может взять билет лишь на одну собаку (а второй оставалось лишь ехать зайцем в рюкзаке), при этом объяснить свое нежелание брать у нас деньги за законный билет никто почему-то не хотел и подсказать, откуда вытекает, что один пассажир может следовать лишь с одной собакой, объяснить никто не мог.
Неприятности как-то раз возникли при возвращении из Минска. Несмотря на выкупленное купе, в вагон пришлось пробиваться буквально "с боем", поскольку более двух собак (а у нас было три), проводница пускать не соглашалась ни в какую. Нам показывали какие-то белорусские правила и наотрез отказывались не только пойти навстречу, но и просто выслушать.
Был случай, когда при поездке в Калининград нас не захотели сажать в поезд с четырьмя небольшими собаками, поскольку у нас были билеты в двухместное отдельное купе (в каждом купейном вагоне есть такое купе сразу за купе для проводников, места в нем нумеруются 37 и 38 и далеко не во всех кассах можно купить в него билеты). Пришлось решать вопрос с начальником поезда. Кстати, очень часто начальник поезда, которым вас пугают, на поверку оказывается не злобным дядькой, а нормальным человеком, хорошо относящимся к собакам, тем не менее, всегда чувствуешь себя очень неуверенно. Отдельно хочется подчеркнуть: очень советую решать все спорные вопросы при посадке не криком, а спокойно, всегда только выиграете при этом. А вообще, есть золотое правило: главное - сесть в поезд, а уж дальше доедете.
Еще раз напоминаю, что для поездки вам понадобится ветеринарная справка (форма №1). В день отправления (иногда только за час до отправления) вы должны взять билет на собаку (как правило, в багажной кассе). Если ваша поездка в пределах СНГ, то за вполне приемлемую сумму при предъявлении своего билета и ветсправки вы получите багажную квитанцию, в которой в графе "багаж" будет написано "собака", а в графе "особые отметки" - "багаж на руках".
Варианты возможны. Иногда просят предъявить все четыре билета, то есть полностью выкупленное купе. Но иногда спокойно дают билет и просто по плацкартному билету. Случается, что после этого проводник все равно категорически отказывается пустить вас в вагон, и тут все зависит от вашего умения договариваться с людьми - с проводником и с начальником поезда. Договориться можно практически всегда, вопрос, сколько это будет стоить.
Что же об этом говорят официальные правила?
Столичные железнодорожники так информируют о правилах перевозки домашних животных:
Перевозка мелких домашних животных допускается во всех вагонах (кроме вагонов с 2-местными купе (СВ) и вагонов повышенной комфортности). Мелких животных необходимо перевозить в клетках или контейнерах. Владельцы домашних животных должны также представить справку от ветеринара, обеспечить соблюдение санитарно-гигиенического режима в вагоне.
Перевозка крупных собак производится в намордниках и с поводком:
- в нерабочем тамбуре первого за локомотивом вагона (не более двух собак) -под наблюдением их владельцев или сопровождающих;
- в отдельном купе купейного вагона, кроме вагонов повышенной комфортности (не более двух собак), - под наблюдением их владельцев или сопровождающих с оплатой полной стоимости всех мест в купе. Перевозка больших собак производится за плату и также при наличии справки от ветеринара. При перевозке таких собак в отдельном купе дополнительная оплата за их провоз не взимается.
Стоимость провоза животного легче 20 кг приравнивается к стоимости провоза 20 кг багажа. Оплата провоза более крупного животного производится по фактическому весу.
Переведу на обычный язык. Все вышесказанное означает, что в плацкартном вагоне вы можете ехать, но лишь с мелкой собакой, хотя что такое "мелкая", правила не определяют. В купе вы можете ехать лишь с двумя собаками, хотя реально количество не лимитируется. Что касается страшного упоминания о тамбуре (вы представляете себе ночь в холод-ном тамбуре с собакой?), то там вы окажетесь, лишь если будете сильно ругаться и отстаивать свои права. Мне пришлось как-то быть свидетелем подобного решения конфликта между особо горластым собаководом и не менее вредным проводником. В таких ситуациях, исходя из формального выполнения правил, правда всегда на стороне последнего. Билеты на собак можно не брать, лишь если у вас на руках полный комллект из четырех билетов на одну фамилию (как правило, этого не бывает).
Вернемся же к зарубежным поездкам. От внутренних по стране они отличаются несколькими моментами:
- гораздо более высокая стоимость собачьего билета (например, собачий билет до Бельгии стоит 6ООО руб.);
- провоз собаки ТОЛЬКО в купейном вагоне при условии полностью выкупленного купе, даже если вы едете в гордом одиночестве и поезд полупустой.
Билеты на собаку в международные вагоны порой в багажных кассах не продают (например, в Таллин), необходима "явка с повинной" к начальнику поезда и оплата провоза четвероногого дружка "по факту" и "на месте".
Если все это вас устраивает, то доедете до конечного места без проблем. Если же купе выкупать вы не хотите (нет такой материальной возможности), то компромисс найти довольно сложно. Лучше обратитесь к вариантам - автобус или самолет. Иначе могут быть совершенно неприятные варианты. Вот живой пример.
Одна моя знакомая собралась на выставку в Ригу. Когда она садилась в поезд, то поинтересовалась, не возражает ли кто-нибудь из пассажиров против ее бедлингтона - собаки ангельской внешности и поведения. Протестов не было. Она спокойно устроилась на своем законном месте с собачкой. Пассажиры вышли то ли покурить, то ли в ресторан, и в это время в купе заявился начальник поезда и потребовал немедленной высадки ее с собакой, поскольку он имеет письменное заявление от ее соседа по купе о недопустимости такого "соседства". Женщина пыталась что-то объяснить, доплатить, поговорить с соседом, на что следовала фраза: "Он сказал, что до тех пор, пока собака в купе, он не вернется". Женщину с собакой ссадили прямо в Волоколамске. Деньги за билет не вернули, выставочный взнос пропал.
Осталось обсудить только один момент - перевозка собаки без сопровождения в багажном вагоне поезда. Это нечасто бывает, но мне приходилось сталкиваться и с тем, что собака сутки, а то и больше едет из одного города нашей страны в другой (за рубеж так собаку не пошлешь). Тут все основано на личной договоренности. В багажном вагоне тоже работают люди. Подойдите заранее, договоритесь о том, кто и за какие деньги присмотрит за собакой в пути, оплатите билет и дополнительные услуги и - ту-ту.... Если, конечно, перевозчик покажется вам человеком, внушающим доверие и хорошо относящимся к собакам. По моему опыту, все четвероногие пассажиры доезжали до места назначения в целости и сохранности, в том числе и в неблизкий Нижний Тагил, и в далекую Алма-Ату. Более того, если у вас возникли проблемы с соседями по купе, попробуйте разместить собаку в багажном вагоне - это реальный выход из трудного положения.
Авиаперевозки
Если вы летите с собакой на отдых, выставку, просто по личной необходимости, а порой и на ПМЖ самолетом - это наиболее предсказуемо, но ОЧЕНЬ недешево.
Все начинается с того, что об авиаперевозке животного владелец должен позаботиться заблаговременно. В первую очередь проводится процедура резервирования, которая предполагает запрос владельца в авиакомпанию. При этом он сообщает о перевозке животных, их количестве, весе вместе с клеткой, размерах контейнера. Резервирование необходимо потому, что количество собако-мест в самолете ограничено (где-то 2, а где-то 5) и гипотетически может возникнуть ситуация, что собак на борту излишне много. Вряд ли это случится, но лучше предусмотрительно заявить о том, что вы летите с собакой.
По-прежнему, необходимым условием перевозки являются ветеринарные документы. Если вы летите в другую страну из международного аэропорта (например, "Шереметьево-Н" или "Пулково"), то форму №1 вам придется обменять в пункте ветеринарного контроля на международный ветеринарный сертификат. Не беспокойтесь, это несложно, лишь бы документы (ветпаспорт и форма №1) были в порядке, а главное - стояла отметка о прививке от бешенства, причем с момента прививки до момента отлета должно пройти не менее 30 дней. Для многих стран формулировка "не привит по возрасту" просто не проходит. Поэтому нужно серьезно задуматься, как вы будете решать вопрос отправки двухмесячного щенка. Ведь в этом случае он должен был бы быть привит в возрасте 1 месяца, что достаточно абсурдно.
Стоимость оформления международного ветеринарного сертификата обойдется вам в 455 руб. (на конец 2003 года) и, в итоге, вы получите большой бланк коричневого цвета, распечатанный на компьютере, в котором на английском языке будут содержаться все данные о вашей собаке. С ним вы не только вылетите из России, но и беспрепятственно прилетите в страну следования. Некоторые страны (Великобритания, Австралия) имеют очень строгие ограничения на ввоз животных, поэтому есть смысл заранее поинтересоваться правила-ми ввоза животных в страну назначения. Большие сложности могут возникнуть при отправке щенка во Францию (тест на тит-рование крови), Швецию (месячный каран-тин) и т.п. Обязательно выясните предварительно, каковы условия ввоза животных в ту или иную страну. Может случиться, что "овчинка выделки не стоит" или визит в "закрытую зону" (например, с матримониальными планами по отношению к супертитулованному иностранцу) возможен лишь автоконтрабандой.
Есть ограничение и на возраст собаки-путешественника. В большинстве авиакомпаний собаки младше 2 месяцев к перевозке не допускаются. Е1-А1. вводит еще более жесткое ограничение по возрасту - не младше 3 месяцев. Для собак крупных пород возраст отправки играет особо значимую роль, ведь щенок быстро растет, набирает в весе, и стоимость его перелета возрастает в прямом смысле слова "с каждым днем", а это отнюдь не копейки.
Далее вы должны пройти таможенный контроль. Тут вас ожидает еще один сюрприз: таможня может запросить разрешение на вывоз, которое вы предварительно должны были взять в Центральном клубе служебного собаководства (если вылет из Москвы, то это Селиверстов пер., д. 1). Теоретически, подобное разрешение (очень формальное, где написано, что ваше животное практически ничего не стоит и племенной ценности не имеет, что нередко совершенно не соответствует действительности) нужно брать при любом выезде за границу, но его требуют (да и то не всегда) только в "Шереметьево-Н", "Пулково" или других международных аэропортах. Так что при поездках авто- и железнодорожным транспортом можете особенно не беспокоиться, а вот при авиаперелете разрешение лучше взять (стоит оно на сегодняшний день 180 руб. -если собака едет на ПМЖ, и 50 руб. - если на выставку).
После прохождения таможни следующий ваш этап - регистрация. Именно здесь вам предстоит собаку взвешивать, а затем оплачивать, согласно выданной багажной квитанции. Тут все зависит от того, хватит ли обаяния вам и вашему псу, чтобы договориться о "щадящем взвешивании", или нет. По правилам, взвешивают собаку вместе с контейнером-переноской, поэтому желательно, чтобы пес был полегче. Но иногда мне удавалось собаку вытащить из переноски и взвесить отдельно, а порой растроганные умильной собачьей мордой и красивым "собачьим" журналом добрые тетеньки-регистраторши взвешивали "на глазок" (особенно, если собака некрупная, типа фоксика). От результатов взвешивания зависит не только стоимость "собачьего билета", но и то, разрешат вам взять собаку в салон или отправят в ссылку в багажное отделение.
Здесь немаловажен выбор авиакомпании. Вообще-то их очень много, более 140, и у каждой существуют свои дополнительные условия на перевозку животных, которые уточняются непосредственно перед вылетом. Эти условия могут быть как в сторону ужесточения ситуации, так и в сторону послабления. Кроме того, есть правила, а есть конкретная ситуация. Экипаж самолета может неожиданно допустить в салон довольно крупную собаку даже без вашей предварительной просьбы (так было со мной при перелете из Милана компанией Alitalia). Тариф может отличаться при прямом и обратном перелете (например, в EL-AL из Москвы в Тель-Авив - 6,5$, а обратно, из Тель-Авива в Москву - 14 $). Минимальный вес собаки, допускаемой в салон, также варьируется от компании к компании. У авиакомпании Lufthansa это только 5 кг, а у Аэрофлота - 11 кг. В Европу оплата производится за 1 кг веса вместе с клеткой, в США и Канаду - за 1 место.
Если вам разрешили взять собаку в салон, то контейнер с собакой должен помещаться под кресло впереди сидящего пассажира и иметь такие размеры, чтобы собака могла свободно вставать, ложиться и поворачиваться, не касаясь верхней стенки. Например, компания KLM требует только пластмассовые переноски с металлической дверцей, а также требует удаление колес перед погрузкой, если они имеются. Дверь должна закрываться на замок, дно контейнера должно быть покрыто адсорбирующим материалом. Собаки к транспортировке допускаются чистые, не имеющие неприятного запаха. В инструкции по транспортировке четвероногого груза KLM указывает: "...животное не может причинять неудобства другому пассажиру, если он аллергик или если оно издает звуки..." Отсюда можно сделать вывод, что экипаж авиасудна оставляет за собой право пересадить пассажира с собакой на другое место или отправить животное в багажное отделение.
Если вы вынуждены сдать ненаглядного пса в багаж - не волнуйтесь особенно сильно, это вовсе не так ужасно. В специальном отсеке багажного отделения, куда помещаются животные, поддерживается комнатная температура, и пес не останется без присмотра.
Полезные советы перед полетом
Никто не знает вашего четвероногого друга лучше, чем вы сами. Если вы волнуетесь, что ваш питомец будет нервничать в непривычных условиях в воздухе, дайте ему на время полета его любимую игрушку. Некоторые предметы, сохранившие запах хозяина, также помогут животному чувствовать себя спокойнее.
Кормите животное не позже 2 часов до вылета рейса и только легкой пищей. Не давайте много пить (за исключением очень жаркой погоды).
Купите контейнер для перевозки животного заранее, чтобы ваш пес привык к нему.
Часто спрашивают, стоит ли давать какие-либо препараты, чтобы успокоить собаку при перевозке. 06 этом лучше всего сказано в официальном формуляре авиа-компании KLM: "Использование транквилизаторов не рекомендуется, поскольку это понизит давление крови, что, в комбинации с атмосферным давлением на больших высотах, может быть смертельно."
Если вы ожидаете, что пес будет проявлять повышенную агрессивность и беспокойство в полете (беспрерывное "метание" или продолжительный лай), вы можете дать ему легкое успокаивающее средство (только по согласованию с вашим ветеринаром). Внимание!!! В условиях полета на большой высоте успокаивающие средства в 3 раза более эффективны, чем на земле.
Хочется отметить, что международные авиакомпании существуют десятки лет, имеют достаточный опыт по перевозкам животных и гарантируют их правильную и бережную транспортировку. Все их условия направлены на обеспечение комфортного и безопасного полета как для пассажиров, так и для их питомцев. Хотя известны вопиющие случаи небрежного отношения к собакам при погрузке, но тут надо сделать все возможное, чтобы проконтролировать ситуацию до конца. Например, проследить, чтобы контейнер с собакой последним уехал на погрузку и был первым получен с погрузки.
Если же вы летите внутренними авиалиниями, то здесь все гораздо проще. Стоимость перевозки собаки вычисляется по несложной схеме: 1 % от полного тарифа эконом-класса за 1 кг живого веса, вместе с клеткой/контейнером (прикиньте сами, перелет во Владивосток, например, ротвейлера весом 60 кг вместе с клеткой обойдется вам в 5-6 тысяч рублей). Иногда собаку без проблем пускают в салон (компании "Аэрофлот", "Пулково", "Сибирь", "Красноярские авиалинии"). Некоторые авиакомпании перевозят собак только в клетках в багажном отделении ("Домодедово"). В "Дальавиа" и "Владивосток Авиа" собак перевозят на основании письменного разрешения перевозчика, которое должно сохраняться до конца полета. В момент бронирования (оформления авиабилета) пассажир должен сообщить кассиру все сведения о перевозимом животном, чтобы получить разрешение от авиакомпании на перевозку. По разрешению авиакомпании, мелких животных можно перевозить в пассажирском салоне под креслом пассажира (мелким в этих авиа-компаниях считается животное, которое вместе с клеткой не превышает вес 5 кг). В общем, условия перевозки вам необходимо выяснить до того, как вы купите билет на самолет. Не исключено, что именно это сыграет решающую роль при выборе вами авиакомпании.
Самое сложное - отправить собаку в полет багажом через карго. Во-первых, замучаетесь бегать по этажам аэропорта от окошка к окошку. Во-вторых, сложно заранее предугадать стоимость этого мероприятия (очень много дополнительных сборов). В-третьих, необходима предварительная бронь, которую могут и снять. В-четвертых, необходимо заранее позаботиться о письменном заверении принимающей стороны о своевременной встрече "драгоценного мохнатого груза".
Но и это все преодолимо. В этом году у нас успешно долетели щенки без сопровождения владельца не только в Европу, но и в Канаду, и в США. Хотя стоило это немало. Кроме кучи нервотрепки и нескольких потраченных дней (бронирование только лично, под роспись, собако-места в "Шереметьево"; приезд заранее, за 5 часов до вылета самолета; из-за отмены брони (перевес по багажу) еще один день, проведенный в "Шереметьево" и т.д.), перелет из Москвы в Виннипег (Канада) трехмесячного щенка-эрдельки весом 7 кг обошелся в 300 долларов (14 $ за 1 кг веса собаки с контейнером и дополнительные сборы).
Существует целый ряд авиакомпаний, в которых возможна перевозка собак и кошек без сопровождения владельца, например Swissair, Lufthansa, Flinnair, KLM, Csa, Aeroflot. При этом некоторыми из них при транзитном перелете животное обеспечивают питанием, уходом, если необходимо - гостиницей для животных. Компании Air France, EL-AL - и Пулковские международные авиалинии такой услуги не оказывают.
Если животное следует багажом или грузом, то копии документов (только на английском языке) прикладывают к клетке, там же указывают адрес отправителя и получателя.
Тем не менее, вполне реально не лететь самому, а отправить собаку через карго на вязку к элитному производителю, проживающему в другой стране. Только взвесьте (в прямом и переносном смысле слова), не дешевле ли вам будет поехать вместе?
Пора подвести итоги. Главное, что мне хотелось сказать - путешествовать с собакой вполне реально! Хотя не всегда просто... Вопрос этот имеет гораздо больше решений, чем рассмотрено в этой статье. Ведь есть еще поездки на российский "остров" в Европе - Калининград - и поездки оттуда в Польшу и Литву. А существует еще и Азия: как страны - бывшие социалистические республики, так и далекие Монголия, Китай и т.д. И туда тоже наш брат-собаковод порой прокладывает дорожку.
Заранее готовьтесь к поездке, постарайтесь предварительно обнаружить все "подводные камни", помните, что при наземных перевозках решающее значение имеет, скорее, "человеческий фактор", чем написанные на бумаге правила, а при воздушных -правильно выбранная авиакомпания. И, счастливого вам пути!