Главный ветеринарный портал России
Главная / Статьи / Статьи для ветеринарных врачей / Онкология / Диагностика опухолей позвоночного столба и спинного мозга у собак.

Диагностика опухолей позвоночного столба и спинного мозга у собак.

Источник: материалы Московского международного ветеринарного конгресса

Опухоли позвоночного столба и спинного мозга - одна из возможных причин неврологической симптоматики у собак. При обследовании неврологического больного, врачу необходимо ответить на следующие вопросы:
1) локализация повреждения?
2) что является причиной ишемии спинного мозга на данном уровне?
3) насколько серьезны последствия компресси спинного мозга?
4) какой прогноз на восстановление двигательной функции конечностей и на жизнь животного?

Цель исследования: Определить этапность диагностических исследований и их информативность при диагностике опухолей позвоночного столба и спинного мозга.

Материалы и методы: Ответ на пункты 1 и 3 определяли в процессе неврологического обследования. При наличии монопареза или моноплегии, парапареза, тетрапараеза или параплегии (тетраплегии), неврологические расстройства локализовали в повреждение на уровне верхнего моторного неврона(ВМН) или нижнего моторного неврона(НМН). Для локализации повреждения на уровне НМН характерна бьиа следующая неврологическая симптоматика(атрофия мышц в течении трех недель, атония или гипотония мышечного тонуса, арефлексия или гипорефлексия основных рефлексов). При большинстве хронических повреждений НМН, атрофия становилась очевидной при визуальной оценке конституции животного. При повреждении ВМН отмечали спастичекую гипертонию мышц, присутствие рефлексов (хотя последние иногда были качественно изменены), слабо выраженную атрофию мышц.

Следующий этап в диагностике локализации повреждения зависит от знаний врача клинициста. Неврологический дефицит, обычно проявляется каудальнее места повреждения нервной ткани. Неврологические расстройства только тазовых конечностей обусловлены "страданием" спинного мозга, спинномозговых нервов или периферических нервов на уровне ТЗ — S3, расстройства грудных и тазовых на уровне С1 — Т2. Дополнительные неврологическте симтомы позволяющие локализовать повреждение на уровне шейного, грудного или поясничного отдела позвоночника - рефлекс панникулита, коленный рефлекс, сгибательный рефлекс, синдром Хорнера и т.д..

После сбора анемнеза и проведения клиниконеврологического обследования определяли степень неврологических расстройств, что позволяло дать ответ на третий пункт при исследовании неврологического больного.

Установив уровень поражения спинного мозга, выполняли обзорную рентгенографию в двух проекциях. Рентгенографически опухоли костной ткани и метастазы в тела позвонков из новообразований других органов, как правило, проявлялись очагами остеолизиса, периостальными наслоениями, патологическим переломом тела позвонка. Наличие рентгенографически определяемых изменений структуры костной ткани, точно определяет локализацию спинального новообразования и уровень компрессии спинного мозга. В некоторых случаях неврологическая симптоматика может опережать процессы разрушения костной ткани. При опухолях собственно нервной ткани, оболочек спинного мозга, рентгенографические изменения могут не проявляться совсем.

При отсутствии рентгенографических изменений на обзорных рентгенограммах мы выполняли контрастную рентгенографию. При проведении субокципитальной пункции, собирали ликвор и проводили цитологическое исследование. Опухолевые клетки могут циркулировать в ликворе при росте опухоли непосредственно из спинного мозга, его оболочек или прорастании оболочек спинного мозга экстрадуральным новообразованием. Однако заключительный диагноз может быть поставлен только после гистологического исследования опухоли.

На контрастных рентгенограммах в прямой и боковой проекциях определяли изменение контуров контрастной колонны, отмечали полную или частичную блокаду контрастного вещества, изменение толщины вентральной или дорсальной колонн. Определяли местоположение новообразования, по отношению к оболочкам спинного мозга и спинному мозгу непосредственно. На основании полученных данных классифицировали опухоли на экстрадуральные, интрадурально — экстрамедуллярные и интрамедуллярные. Не всегда данное исследование позволяет определить распространение мягкотканного компонента новообразования, вследствие блокирования контрастной колонны (вентральной и дорсальной) на краниальных границах опухоли.

Миелография позволяет точно определить уровень компрессии спинного мозга. Однако не во всех случаях данный метод исследования позволяет классифицировать компрессирующий компонент, как новообразование.

Магнитно-резонансная томография, выполненная в сагитальной и сегментальной плоскостях, позволяла определить распространение мягкотканного компонента новообразования, визуализировать не определяемые рентгенографически структурные изменения костной ткани, очаги разрушения тел и дужек позвонков, объем спинномозгового канала занимаемый новообразованием и оптимальный доступ для выполнения инцизионной или трепан биопсии.

Для ответа на пункты 2 и 4 необходима морфологическая верификация новообразования. При получении материала для морфологического исследования приоритетом является сохранение двигательной функции конечностей и недопущение нанесения грубой травмы спинному мозгу. При наличии обширного мягкотканного компонента выполняли инцизионную или трепан биопсию. При локализации опухоли в спинномозговом канале планировали ламинэктомию, дуротомию, частичное или полное иссечение опухоли, стабилизацию тел позвонков. При опухолевом процессе в теле позвонка и нарастании неврологической симптоматики выполняли ламинэктомию(дорсальную или гемиламинэктомию), эксхоклеацию опухолевой ткани и замещение дефекта тела позвонка костным цементом с последующей транспедикулярной фиксацией или стабилизацией по остистым отросткам.

Наличие опухолевой ткани позволяло гистологически верифицировать новообразование и определить дальнейшую тактику лечения и определить прогноз на жизнь. Гистологическая верификация новообразования позволяет определить: первичная ли это опухоль, к какой ткани относится или это метастаз опухоли из другого органа. При подозрении на метастаз в тело позвонка, необходимо определить первичный опухолевый очаг. Отсутствие визуально определяемых новообразований костной ткани, молочных желез, семенников, предстательной железы - не исключает их наличие, и обязует врача провести дополнительные методы исследования. Сцинтиграфия позволяет выявить единичные и множественные поражения костной ткани. Подтвердить наличие опухоли в предстательной железы можно при УЗИ и выполнении пункционной биопсии, под контролем данного метода. Гораздо более простой метод подтверждающий наличие опухоли в ткани предстательной железы, исследование крови на наличие простатического специфического антигена(ПСА).

Во всех случаях необходима гистологическая верификация и сопоставление гистологических заключений первичной опухоли и метастаза в тело позвонка, т.к. велика вероятность существования первично множественного опухолевого процесса, и метастазирования не найденной при первичном осмотре опухоли.

Обсуждение. Принятая тактика обследования неврологических пациентов врачами общей практики, сводится к выполнению рентгенографического исследования. Наличие костных остеофитов на вентральной поверхности тел позвонков, неправильно трактуется, как причина неврологических расстройств у исследуемого животного. Причем найденные костные изменения часто не сопоставимы с неврологической симптоматикой. Мы считаем, что только предложенная этапность, в исследовании неврологического больного, позволяет соединить воедино клиниконеврологическую симптоматику, с результатами дополнительных методов исследования. И только после этого может быть поставлен заключительный диагноз, определен прогноз на восстановление двигательной функции и прогноз на жизнь животного. Костные остеофиты на вентральной поверхности тел позвонков не могут служить «ключевым» симптомом при миелография, как наиболее доступный метод дополнительной диагностики должен проводится всем пациентам с прогрессирующей неврологической сиптоматикой.

Заключение: наличие неврологической симптоматики у животного требует его 1сестороннего обследования с привлечением современных методов исследования, с «лью ранней диагностики спинальных новообразований и проведения специализированного лечения. Только ранняя диагностика заболевания и правильно значенное лечение позволяет максимально продлить активную жизнь животного с сохранением двигательной функции конечностей.

Реклама на сайте








реклама на сайте | полезные ссылки | Карта сайта