Использование нестероидных противовоспалительных препаратов (НСПВП) в ветеринарной практике
Источник: http://spbvet.com/
Использование нестероидных противовоспалительных препаратов (НСПВП), полученных химическим синтезом, насчитывает более ста лет. В 1899 году компания “Bayer” начала выпуск аспирина и салицилата. Эти препараты находят свое применение и сегодня. Механизм действия нестероидных противовоспалительных препаратов (НСПВП) основан на подавлении синтеза простагландинов, ингибируя циклооксигеназу (1). На сегодняшний день установлены две формы циклооксигеназы: ЦОГ-1 и ЦОГ-2.
Побочное действие нестероидных противовоспалительных препаратов (вызывают нарушение ЖКТ, нефропатию) в основном связаны с ингибированием ЦОГ-1. Индометацин и пироксикам ингибируют ЦОГ-1 и ЦОГ-2 в соотношении 2:1; диклофенак 1:1; римадил 1:129; ведапрофен (квадрисол) 1:7,5 (2).
Появление селективных нестероидных противовоспалительных препаратов значительно расширяет спектр применения НСПВП, уменьшает побочные эффекты от их применения. Тема использования неселективных НПВС в ветеринарной медицине, особенно диклофенака, заслуживает отдельного рассмотрения, так как очень велико количество погибших животных от однократного или двукратного применения данного препарата, особенно в инъекционной форме. На сегодняшний день при доступности селективных нестероидных противовоспалительных препаратов использование этого препарата недопустимо.
Существует мнение, что НСПВП не лечат и не предупреждают развитие патологического процесса, вызванного заболеванием. Эти лекарства симптоматического действия, снимающие боли и восстанавливающие функции пораженного органа у пациента (Waltham Focus, том 9, № 3, 1999, стр. 26-31. Современное состояние и направления в применении НСПВП для лечения остеоартритов у собак. Steven C. Budsberg, США).
Но необходимо детально изучить механизм развития изменений в суставе и его связь с болевым синдромом; именно патогенетический подход в лечении может быть наиболее оправданным и результативным.
В результате травмы у животного развивается заболевание сустава или околосуставных тканей, и, как защитная реакция организма, возникает физиологическая боль. В ответ на боль происходит спазм сосудов, в результате ухудшается питание сустава. Длительно существующая боль из физиологической переходит в патологическую, что еще более усиливает спазм сосудов и нарушает нормальное кровообращение сустава и околосуставных тканей. Начинаются дегенеративные изменения в суставном хряще, снижается его амортизационная способность.
Важно также учитывать, что с возрастом этот процесс происходит на фоне естественного старения хряща, который теряет способность удерживать воду, вследствие чего возникает поражение синовиальной оболочки (синовит, склероз), растягивается суставная сумка, усиливается болевой синдром и происходит нарушение конгруэнтности суставных поверхностей.
Это в свою очередь вызывает неравномерность нагрузки на суставной хрящ, а вследствие избыточной нагрузки костная ткань суставных концов костей изменяется — отшлифовывается, уплотняется (субхондральный склероз); повреждаются сосуды.
Все эти изменения определяются при проведении артроскопического, рентгенологического исследований и КТ (рис. 1 и 2).
Рис. 1. КТ коленного сустава собаки породы лабрадор. Возраст — 1.5 года. Изменение формы костей, субхондральный склероз. Изменения в суставе связаны с несвоевременно проведенным лечением при расслаивающем остеохондрите.
Рис. 2. Та же собака породы лабрадор. 3D КТ. Хорошо видны экзостозы, а также нарушение конгруэнтности костей, образовывающих коленный сустав.
Нарушается микроциркуляция, повышается внутрикостное давление, болевой синдром и спазм сосудов приводят к ухудшению кровоснабжения.
Из-за механической перегрузки в местах прикрепления связок откладывается кальций, формируются краевые костные разрастания (остеофиты).
Изменения костной структуры суставных поверхностей и остеофиты приводят к деформации сустава у животного, возникает ограничение подвижности сустава (контрактуры) и, как следствие, нарушение биомеханики движения, что, в свою очередь, влияет на формирование измененного двигательного стереотипа. Травмирование мягких тканей остеофитами приводит к воспалению синовиальной оболочки и капсулы сустава, усиливает болевой синдром, отягощает изменение в околосуставных тканях, соответственно, усиливается мышечная и сухожильная боль.
Пациент, испытывающий боль, старается щадить свой сустав, уменьшает объем движения в нем, что еще больше ослабляет мышцы и связки, делая их детренированными.
Таким образом, мы видим, что боль является одним из основных патогенетических факторов, влияющих на развитие дегенеративных изменений в суставе. Уменьшение использования конечности, согласно закону Вольфа, приводит к ее атрофии и к невозможности дальнейшего восстановления.
Рис. 3. Собака породы мопс, 1.5 года. Здоровая конечность.
Рис. 4. Та же собака породы мопс. Несвоевременное и неадекватно проведенное лечение гнойного артрита вызвало контрактуру локтевого сустава, а отсутствие движения конечности привело к ее атрофии (согласно закону Вольфа).
В сравнении с рис. 3, на котором зафиксирована здоровая конечность той же собаки, наблюдается заметное утончение костей предплечья и плечевой кости.
Основные показания к применению нестероидных противовоспалительных препаратов (НСПВП)
Артриты, остеоартриты.
Пародонтозы, остеопорозы.
Подавление избыточной активности ЦОГ-2 в микроглии (для обеспечения подавления нейродегенеративных процессов в центральной нервной системе). (2).
Снятие болевого синдрома при коксартрозе, вызванном дисплазией.
Снятие болевого синдрома после восстановительных операций на суставах.
Применение НСПВП (римадила) позволяет уменьшить дозы глюкокортикоидов при их совместном применении ( в ветеринарной практике существует опыт совместного применения стероидных пропивовоспалительных препаратов и римадила для снятия сильных болей онкологического генеза). (1).
Продолжение лечения после применения глюкокортикоидов при заболеваниях позвоночника у животных. В сочетании с антибиотиками при дискоспондилите, дисците.
Рис. 1. Дискоспондилит. Воспалительные процессы в позвоночнике. Спондилит. Собака породы боксер 6 лет. Разрушение межпозвоночного диска (МПД), тела позвонка.
Рис. 2. Та же собака породы боксер через 6 месяцев. Стрелкой отмечено срастание тел позвонков после проведенного лечения. Назначен клиндамицин 10 мг/кг в течение месяца. Римадил (карпрофен) 3 мг/кг — 2 недели.
Использование нестероидных противовоспалительных препаратов в ветеринарной практике, в частности, при лечении остеоартритов может привести к достижению следующих целей:
Облегчение боли.
Уменьшение воспаления.
Улучшение подвижности сустава.
Повышение уровня активности собаки.
Предупреждение дальнейшей дегенерации суставного хряща.
Улучшение качества жизни животного.
Использование НСПВП римадила (карпрофена) в сочетании с препаратами гиалуроновой кислоты, полисульфатированных глюкозаминогликанов обеспечивает достижение цели лечения при остеоартритах.(3).
Рис. 3. На фоне дисплазии ТБС — коксартроз. 10-летний ротвейлер, лечение проводится с использованием римадила (карпрофена), ввиду возраста и сопутствующих заболеваний оперативное лечение может быть опасным для данного пациента. В подобных случаях при благоприятном состоянии животного может быть проведена операция по имплантации искусственного тазобедренного сустава.
Лечение компрессионных заболеваний позвоночника является показанием для использования нестероидных противовоспалительных препаратов (НСПВП), но только при 1-й и 2-й степени неврологических расстройств в сочетании с полным обездвиживанием. Без обездвиживания в тесной клетке назначение данных препаратов противопоказано. Дополнительно могут быть назначены вазодилятаторы, ангиопротекторы.
Использование НСПВП при 3-5-й степени неврологических расстройств с любым видом паралича неэффективно. Возможно продолжение лечения римадилом после метилпреднизолона или оперативной декомпрессии спинного мозга.
Применение римадила (карпрофена) после восстановительных операций на суставах позволяет ускорить процесс реабилитации.
Рис. 4. Артроз при разрыве передней крестовидной связки (ПКС) у 5-летней собаки породы кавказская овчарка. Операция сделана через год после разрыва ПКС. Хорошо видны экзостозы. В послеоперационный период назначен римадил (карпрофен).
Рис. 5.Дисплазия локтевого сустава, фрагментация анконеуса 3-летней собаки породы немецкая овчарка. Проведена операция, назначено послеоперационное лечение: римадил (карпрофен), хондропротекторы глюкозамин и хондроитин.
Рис. 6. Собака породы фокстерьер 5 лет. Травма коленного сустава, перелом латерального мыщелка, разрыв латеральной и медиальной связок, отрыв передней и задней крестовидных связок.
Рис. 7. Та же собака породы фокстерьер после операции. Для более быстрого восстановления двигательной функции назначен римадил (карпрофен) в дозе 2.2 мг/кг в течение 10 дней в сочетании с антибиотиками.
Использование римадила при лечении расслаивающего остеохондрита (РОХ) в сочетании с препаратом хондроитин и другими хондропротекторами может служить альтернативой операции или применяться после нее.
В течение года в Ветеринарной клинике неврологии, травматологии и интенсивной терапии доктора Сотникова было проведено лечение 200 животных различных пород в возрасте 5-12 месяцев. Отсутствие симптомов наблюдалось уже через 1-2 недели. На сегодняшний день после внедрения артроскопии в нашей клинике операции по лечению РОХ стали малоинвазивными.
Рис. 8. Кавказская овчарка, кобель 10 месяцев. Удаление фрагмента из плечевого сустава при РОХ.
Рис. 9. Та же собака породы кавказская овчарка. Удаление фрагмента из плечевого сустава при РОХ. Этап операции.
Несомненно, артроскопически проведенные операции имеют гораздо лучший терапевтический эффект в сравнении с консервативным лечением. Они намного менее инвазивны, чем при проведении артротомии. Артроскопические методы проведения диагностики и лечения позволяют увидеть соотношение костей сустава в движении, а также более адекватно оценить их состояние.
Но как альтернатива операции может проводиться кратковременное консервативное лечение римадилом. Использование стероидных противовоспалительных препаратов, таких как дексаметазон в пролонгированной форме, конечно, эффективнее при внутрисуставном введении, усиливающем активность противовоспалительного действия препарата. Однако в этом случае велика опасность развития гнойного осложнения.
Использование нестероидных противовоспалительных препаратов (НСПВП) при гнойных артритах гораздо менее опасны, чем стероидные противовоспалительные препараты, так как не обладают иммуносупрессивным действием.
Таким образом, использование НПВС, особенно селективных, в частности римадила (карпрофена), является вполне безопасным и эффективным при большом количестве заболеваний и состояний. А при артрозах является еще и патогенетическим.
Применение данных препаратов в ветеринарной практике существенно повышает результаты лечения после операций на опорно-двигательном аппарате.
Использованная литература:
1. Waltham Focus, том 9, № 3, 1999, стр. 26-31. Современное состояние и направления в применении НСПВП для лечения остеоартритов у собак. Steven C. Budsberg, США.
2. Ветеринар, № 4, 2000, стр. 34–37. Нестероидные противовоспалительные препараты и их использование в практической ветеринарии. Н.В. Данилевская, Москва.
3. Waltham Focus, том 10, № 3, 2000, стр. 25–31. Лечение остеоартритов у собак. Catriona M. MacPhail DVM.
Источник: журнал "Ветеринарный Петербург" №2 2011 год